This article is about critical thinking at the English lessons, how learning to think critically. Critical thinking is a leading contemporary pedagogical concept important to the development of teaching and learning in Kazakhstan.
Актуальность моей темы самообразования заключается в том, что целенаправленная работа над развитием мышления в среднем и старшем школьном возрасте редко проводится на практике.
Нормально мышление развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере.
Распространённым явлением стало обращение к упражнениям тренировочного типа, основанным на подражании, не требующим усилий самостоятельно мыслить.
В этих условиях остаются невостребованными такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются признаками его самостоятельности.
Цель данной работы: показать использование технологии развития критического мышления на уроках для обеспечения возможностей становления и развития личностных функций (искать во всем смысл, проявлять творчество, давать критическую оценку) учащихся общеобразовательной школы.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- познакомиться с технологией РКМ, ее приемами, опробировать приемы технологии РКМ (2013-2014гг);
- показать возможности технологии РКМ, научить учащихся получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные знания, осваивать способы познавательной, практической деятельности (2014-2015гг);
- описать свой опыт работы и доказать эффективность данной методики (2015-2016гг).
- внедрять технологию развития критического мышления в процесс преподавания и воспитания, применяя основные этапы технологии в краткосрочном планировании, при проведении внеклассных мероприятий, активно внедрять и использовать методы и приемы данной технологии для повышения результативности обучения и динамики учебно-образовательного процесса (2016-2017 гг).
Сегодня очень важно научить детей мыслить. Окончив школу, выйдя в жизнь, наши ученики должны уметь принимать быстрые и подчас неординарные решения, должны обладать аналитическим, проблемным, критическим, творческим, рефлексивным мышлением. Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает развитие у наших детей критического мышления.
Что такое критическое мышление?
Это сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения, формированием собственных позиций. Это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.
Мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться".
Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но самопознание может совершиться только тогда, когда ученик ЗАХОЧЕТ познавать.
Другая мудрость, сформулированная древним китайским философом, учит нас: "Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь".
Таков другой принцип обучения - собственная активность.
Опыт работы в школе показывает, что эффективность процесса обучения зависит от самостоятельной активности учащихся: ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать.
Урок с использованием технологии развития критического мышления состоит из следующих этапов:
- актуализирует и обобщает имеющиеся у учащихся знания по данной теме;
- пробуждает интерес к изучаемой теме;
- побуждает ученика к активной деятельности.
- получение новой информации;
- осмысление новой информации;
- соотнесение новой информации с собственными знаниями.
- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы (новый вызов);
- анализ всего процесса изучения материала.
Задачей первой стадии занятия является пробуждение интереса к изучаемой теме, актуализация знаний по теме и определение направления дальнейшего изучения или целеполагание. Для этого учитель использует целый ряд методических приемов: «Мозговой штурм», прогнозирование (по схеме, картине), прогнозирование по ключевым словам, альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания), формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте, кластер, таблица «Знаю–Хочу узнать – Узнал», гирлянда ассоциаций, загадки, ребусы, шарады, слайды презентации, видеофрагменты.
На стадии осмысления происходит знакомство с новой информацией. Важно на этом этапе организовать работу с новым материалом таким образом, чтобы ученики отслеживали собственное понимание новой информации, для этого используются: чтение текста с маркировкой и выделение ключевых слов подчёркиванием
Задача стадии рефлексии - встроить новые знания в систему имеющихся сведений по теме, выработать отношение к ней и, если необходимо, наметить пути дальнейшего поиска по теме. Данная стадия включает: размышление, анализ, творческую интерпретацию. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений.
Для реализации целей данной стадии используются различные методики рефлексии: маркировочная таблица, творческая работа – синквейн, возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждения, ведение дневника, письмо другу, достраивание кластера из ключевых слов, перепутанные логические цепи.
Инсерт— от английского слова insert — «вставка, вклейка», «вставлять, помещать, вносить», авторы Воган и Эстес. Инсерт — это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Этот прием можно использовать на втором этапе. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. После прочтения текста учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
v - + ?
«v» |
«+» |
«-» |
«?» |
You should put a tick if you knew this fact before. (то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете) |
Newinformation (то, что вы читаете является для вас новым) |
Thoughtdifferently (то, что вы читаете противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете) |
Don’tunderstand, havequestions (то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу ) |
. Синквейн– дает возможность резюмировать информацию в нескольких словах, что отнюдь не просто. Прием «Синквэйн» от фр. cinquains, англ. Cinquain (pronounced [‘sɪŋkeɪn]) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. «Пятистишье» - это стих из пяти строк, который требует синтезирования информации и материалов в немногословное выражение по той или иной теме.
Когда предлагается задание на составление пятистишья, необходимо объяснить его структуру.
Структура пятистишья:
- Первая строка - одно слово, описывающее тему (обычно существительное).
- Вторая строка - два слова, описывающие тему (обычно два прилагательных).
Каждый ученик имеет от 5 до 7 минут, чтобы написать пятистишье. Эффективный способ организации работы - это работа в парах .
Такие стихи можно составлять на отдельные звуки, слова, грамматические конструкции и т. д.
Использование приема «фишбоун»возможно как для работы с небольшими по объему текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. “Fishbone” – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть проблемы. Факты придают проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретных выводах исходящих из этой проблемы.
Упражнения для развития критического мышления. Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.
- Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».
- Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.
- Упражнение «Переключение внимания». Ученики рассматривают предмет в руке, по команде переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.
- «Что нового?» Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно снимая напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».
- «Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это упражнение можно выполнять письменно.
- «Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении.
- « Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.
- « Рассказ по картинкам». Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.
- «Составь комикс». Попросите ребенка составить комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.
- «Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.
- «Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.
- « Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.
- «Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (name - game); затем -сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.
- «Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?».
Выводы и результативность
Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.
Технология дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Мой опыт работы может использоваться в каждой школе, в каждом коллективе. Он доступен по форме и средствам воплощения.
Сейчас многое зависит от обобщения и распространения педагогического опыта. Участвуя на педагогических форумах различного уровня можно получить немало ценной информации для размышления и практического использования.
Литература:
- Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании //школьные технологии. -1997. -№1. С. 3-11
- Жук Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки // журнал Директор в школе - 2006. - № 2. – с. 53 – 59.
- Заир – Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // журнал Директор в школе - 2005. - № 4.- с. 66 – 72.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.