Цель урока:
- научиться определять признаки стилей, их сферу применения, цель общения.
Материал к уроку:
Маршрутный лист
Тексты разных стилей
Карточки с названиями разных стилей речи.
Таблицы.
Ход урока:
Вводно-мотивационный этап.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Надеюсь, что все сегодня здоровы, готовы делать новые открытия, получая для себя полезные знания. Всем желаю удачи и надеюсь на нашу с вами плодотворную работу.
- (записать слова, расставить ударения, подчеркнуть орфограммы, объяснить лексическое значение выделенных слов):
Директива, прошляпить, гарантировать, сенсация, приколоться, интервью, инверсия, контингент, библиография, приоритет, эксперимент, неопровержимый, толерантность, препровождать, гипотеза, свершение, молекула, заявление, приватизация, чепуха, морфема.
- Я попрошу вас, ребята, выбрать по листочку из конверта. (на листочках написано: разговорный, публицистический, научный, официально-деловой, художественный) в соответствии с цветом формируются группы (5 групп по 3 ученика)
А какое слово объединяет эти понятия?( стиль)
Исходя из этого, попытаемся определить тему нашего урока (стили речи)
Зная тему, какие цели мы можем перед собой поставить?
- систематизировать знания о стилях речи;
- научиться определять стили речи текстов;
- выполнять стилистический анализ текста.
- учащихся на начало урока с использованием дерева Блоба.
Актуализация прежних знаний
Язык обслуживает разнообразные стороны и сферы жизни: бытовое общение, официально-деловое общение, общественно-политическую сферу деятельности, науку, словесное художественное творчество.
Прием «Мозговой штурм»
- Что называется стилем языка? (стиль – система языковых средств и форм, используемых в конкретной сфере общения)
- Что называется стилистикой?
- Какие стили принято выделять в русском литературном языке?
Каждому стилю соответствуют определенные языковые средства и формы (жанры). Поэтому стиль можно узнать по языковым средствам, которые выбираются для того или иного общения.
Ознакомьтесь с маршрутным листом, в котором отражены виды работ и куда вы будете вносить оценки по каждому из них на уроке.
1) Составление кластера по материалам о выбранном стиле речи.
По окончании работы спикеры представляют свою работу остальным учащимся.
Каждый ученик готовит встречные вопросы спикеру по услышанному материалу.
Работу оценивает выбранный ученик в группе.
2) Сказка про Колобка в разных стилях (работа в группе)
У вас на столах лежат тексты про Колобка, вам необходимо выбрать текст, который относится к стилю названия вашей группы. Подготовить его выразительное чтение. Доказать к какому стилю относится. (Приложение 1)
3) Выборочный диктант (работа в паре, а затем проверяют в группе)
Читаю слова, относящиеся к разным стилям речи. Записать в таблицу, слова, соответствующие стилю :
Рассказ, доклад, доверенность, бестолковщина, газетная статья, энциклопедия, в голове у тебя каша, автобиография, трагедия, протокол, ораторская речь, баранка (руль автомобиля), удостоверение, выступление по телевидению, замызганный, повесть, лекция, басня, интервью, реферат, роман, конспект, анкета, бабуля, репортаж.
Проверка:
4) Индивидуальные задания «Угадай-ка стиль речи» (работа группы)
Нам некоторым учащимся было дано домашнее задание. Каждый из них выходит к доске, читает наизусть текст, сопровождая его рисунком. Все группы поднимают нужную табличку с названием данного стиля (Приложение 2)
5) Цифровой (распределительный) диктант (работа в группе)
Цель: активация имеющихся знаний о стилях речи.
Цели:
1 – Обмен мыслями, впечатлениями
2 – Обмен деловой информацией
3 – Сообщение и рассуждение о ходе, результате научных исследований
4 - Воздействие и передача информации, идей
5 – Воздействие на чувства и мысли слушателей
Сфера общения:
1 – Словесно-художественное творчество
2 – Официальное общение с учреждениями, между учреждениями
3 – Общение в научной среде
4 – Преимущественно устное неофициальное общение в быту
5 – Письменное и устное общение через газеты, телевидение, радио
Проверка:
6) Выполнение теста «Стили речи» (индивидуально, затем взаимопроверка в паре)
Определение позиции учащихся на конец урока с использованием дерева Блоба.
Оцени свою работу в группе по схеме:
0 – не работал, ленился
1 – работал нехотя, заставляли
2 – активно работал
3 – очень активно работал
- , выставление итоговых оценок за урок каждому члену группы
- . В качестве домашнего задания предлагается написать сказку в разных стилях речи, относящемуся к названию вашей группы.