Цель урока:

- научиться определять признаки стилей, их сферу применения, цель общения.

Материал к уроку:

Маршрутный лист

Тексты разных стилей

Карточки с названиями разных стилей речи.

Таблицы.

Ход урока:

Вводно-мотивационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Надеюсь, что все сегодня здоровы, готовы делать новые открытия, получая для себя полезные знания. Всем желаю удачи и надеюсь на нашу с вами плодотворную работу.

  1.  (записать слова, расставить ударения, подчеркнуть орфограммы, объяснить лексическое значение выделенных слов):

Директива, прошляпить, гарантировать, сенсация, приколоться, интервью, инверсия, контингент, библиография, приоритет, эксперимент, неопровержимый, толерантность, препровождать, гипотеза, свершение, молекула, заявление, приватизация, чепуха, морфема.

 

- Я попрошу вас, ребята, выбрать по листочку из конверта. (на листочках написано: разговорный, публицистический, научный, официально-деловой, художественный) в соответствии с цветом формируются группы (5 групп по 3 ученика)

А какое слово объединяет эти понятия?( стиль)

Исходя из этого, попытаемся определить тему нашего урока (стили речи)

Зная тему, какие цели мы можем перед собой поставить?

- систематизировать знания о стилях речи;

- научиться определять стили речи текстов;

- выполнять стилистический анализ текста.

 

  1. учащихся на начало урока с использованием дерева Блоба.

 

 

Актуализация прежних знаний

Язык обслуживает разнообразные стороны и сферы жизни: бытовое общение, официально-деловое общение, общественно-политическую сферу деятельности, науку, словесное художественное творчество.

Прием «Мозговой штурм»

- Что называется стилем языка? (стиль – система языковых средств и форм, используемых в конкретной сфере общения)

- Что называется стилистикой?

- Какие стили принято выделять в русском литературном языке?

Каждому стилю соответствуют определенные языковые средства и формы (жанры). Поэтому стиль можно узнать по языковым средствам, которые выбираются для того или иного общения.

Ознакомьтесь с маршрутным листом, в котором отражены виды работ и куда вы будете вносить оценки по каждому из них на уроке.

1) Составление кластера по материалам о выбранном стиле речи.

По окончании работы спикеры представляют свою работу остальным учащимся.

Каждый ученик готовит встречные вопросы спикеру по услышанному материалу.

Работу оценивает выбранный ученик в группе.

2) Сказка про Колобка в разных стилях (работа в группе)

У вас на столах лежат тексты про Колобка, вам необходимо выбрать текст, который относится к стилю названия вашей группы. Подготовить его выразительное чтение. Доказать к какому стилю относится. (Приложение 1)

3) Выборочный диктант (работа в паре, а затем проверяют в группе)

Читаю слова, относящиеся к разным стилям речи. Записать в таблицу, слова, соответствующие стилю :

Рассказ, доклад, доверенность, бестолковщина, газетная статья, энциклопедия, в голове у тебя каша, автобиография, трагедия, протокол, ораторская речь, баранка (руль автомобиля), удостоверение, выступление по телевидению, замызганный, повесть, лекция, басня, интервью, реферат, роман, конспект, анкета, бабуля, репортаж.

Проверка:

4) Индивидуальные задания «Угадай-ка стиль речи» (работа группы)

Нам некоторым учащимся было дано домашнее задание. Каждый из них выходит к доске, читает наизусть текст, сопровождая его рисунком. Все группы поднимают нужную табличку с названием данного стиля (Приложение 2)

5) Цифровой (распределительный) диктант (работа в группе)

Цель: активация имеющихся знаний о стилях речи.

Цели:

1 – Обмен мыслями, впечатлениями

2 – Обмен деловой информацией

3 – Сообщение и рассуждение о ходе, результате научных исследований

4 - Воздействие и передача информации, идей

– Воздействие на чувства и мысли слушателей

Сфера общения:

1 – Словесно-художественное творчество

2 – Официальное общение с учреждениями, между учреждениями

3 – Общение в научной среде

4 – Преимущественно устное неофициальное общение в быту

– Письменное и устное общение через газеты, телевидение, радио

Проверка:

6) Выполнение теста «Стили речи» (индивидуально, затем взаимопроверка в паре)

Определение позиции учащихся на конец урока с использованием дерева Блоба.

 

 

Оцени свою работу в группе по схеме:

0 – не работал, ленился

1 – работал нехотя, заставляли

2 – активно работал

3 – очень активно работал

  1. , выставление итоговых оценок за урок каждому члену группы
  2. . В качестве домашнего задания предлагается написать сказку в разных стилях речи, относящемуся к названию вашей группы.