Дата: 17.09 Класс: 5 |
|||
Тема:Текст. Определение темы и основной мысли текста. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение |
|||
Цель урока учебная – повторить и закрепить понятие “типы речи”, продолжить формировать умения разграничивать типы речи, научить создавать высказывания при характеристике типов речи; развивающая – развивать коммуникативные умения, мышление; |
|||
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Наглядности |
3 мин. |
|
Все, стоя в кругу с плотно закрытыми глазами, протягивают руки вперед и сцепляются ими с теми людьми, на которых наткнулись. |
Шарики |
10 мин. |
«Толстые и тонкие вопросы» подводит к теме урока. Дает инструкцию по составлению плана. Мини-тест Определите, в каком типе речи говориться: А. О причинах свойств или явлений Б. О последовательных действиях В. Об одновременных признаках А. В описании Б. В повествовании В. В рассуждении |
Ученики самостоятельно составляют план изложения. |
Тест на соответствие
|
15 мин. |
Постановка цели урока. Осуществляет изучение текста. Контролирует правильность составления плана учащимися. С помощью метода «Графити» осуществляет усвоение данного текста. Описание: Описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов. Повествование, в отличие от описания, представляет собой изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. Самый, по-видимому, краткий в мировой литературе образец повествования – знаменитый рассказ Цезаря: «Пришёл, увидел, победил» . Он ярко и точно передаёт суть повествования – это рассказ о том, что произошло, случилось. Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Именно поэтому главное средство такого рассказа – сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида. Рассуждение имеет своей целью выяснить какое-либо понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-либо мысль. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в последовательной форме. Рассуждением называется и ряд суждений, относящихся к какому-либо вопросу, которые следуют одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают другие, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос. |
Ученики самостоятельно составляют план, а также знакомятся с содержанием текста. |
Электронный учебник
Ноутбук
|
10 мин. |
Итак, теперь вы знаете, как строится высказывание-доказательство. А теперь задание. (Слайд.) Для всех групп оно одинаково, а тексты разные (для анализа). Работаем быстро, на обсуждение одна минута, примеры подчеркивайте в тексте. (Проверка: чтение текстов, награждение звездой наиболее активных учеников.) Тексты для анализа . Ребята, вы так хорошо поработали, анализируя тексты, в награду за это предлагаю игру “Море волнуется..” 1) Представьте, что вы кому-то что-то увлеченно рассказываете. Я загадываю фигуру увлеченного рассказчика. 2) Вы получили “5”. Фигура величайшей радости. 3) Решаете сложную задачу. Фигура задумчивости. Выбор ученика, представившего лучшую фигуру. |
Ученики заполняют данную таблицу. Демонстрируют свои знания. |
«Таблица Фила» |
5 мин. |
|
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Закрашивают дерево Блоба. |
Стикеры
Дерево Блоба
|
2 мин. |
|
Записывают домашнюю работу в дневниках. |
Учебник
|
______________________________________________________________________